Перевозка наличности начнет дорожать

«Банковское обозрение», Елена Бродская, обозреватель «БО»

В 2009 году инкассаторов стали гораздо чаще упоминать в новостях: кризис явно увеличил аппетит преступников к риску, и нападений на экипажи, перевозящие ценности, стало больше. Можно предположить, что стандарты безопасности в 2010 году должны ужесточиться.

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что проблема не в стандартах, а в исполнителях. Представители банковских инкассаторских служб на вопрос о росте криминальных рисков отвечают: основные потери — и человеческие, и финансовые — возникают в результате нападений на представителей частных охранных предприятий, которые осуществляют перевозки на небронированных отечественных автомобилях и подвергают риску себя и денежную наличность клиентов. Прошедший год дает инкассаторам надежду, что клиенты начнут отказываться от услуг ЧОПов.

«С рынка будут вытесняться непрофессионалы, частные охранные предприятия. Я уверен, что клиенты после множества печальных инцидентов 2009 года придут к пониманию, что доверять свои деньги таким перевозчикам крайне ненадежно. Поэтому в 2010 году рынок будет переходить в цивилизованное русло, и клиенты будут обращаться в специализированные фирмы или в инкассаторские службы банков», — говорит Сергей Чаленко, директор департамента кассовых операций Промсвязьбанка.

Соперников станет больше

Конкуренция между крупными игроками, как в Москве, так и в регионах, возрастет, произойдет перераспределение объемов. Основными игроками останутся Сбербанк, Росинкас, Инкахран, в борьбу за клиентов активно включаются новые компании. Некоторые банки тоже стремятся усилить свое присутствие на рынке.

Дмитрий Майоров, начальник отдела инкассации Инвестторгбанка, считает, что в 2010 году крупные и средние банки будут развивать собственные службы инкассации. При этом, в зависимости от объемов и экономической целесообразности, банки будут дополнительно обращаться к крупным перевозчикам. Для некоторых банков инкассация — не только инструмент для привлечения клиентов, но и работа на имидж, путь для повышения узнаваемости банка как в Москве, так и в регионах. Мелкие банки, напротив, будут переходить на аутсорсинг, так как для них содержать даже два-три специализированных автомобиля и службу инкассации очень затратно.

В целом в 2010 году банки продолжат работать с инкассацией, как и прежде: если экономически невыгодно организовывать собственную службу инкассации, будут отдавать этот вид деятельности на аутсорсинг. Однако и смешанная схема, когда одна часть операций обеспечивается собственными силами, а другая поручается сторонним инкассаторам, останется привлекательной для многих банков, считает Андрей Салигин, директор департамента инкассации Московского кредитного банка (МКБ).

При росте себестоимости инкассаторских услуг, связанном прежде всего с укреплением безопасности перевозок, средняя рыночная цена на эти услуги в 2009 году падала. Это объясняется как оптимизацией клиентами затрат по данной услуге в условиях кризиса, так и демпингом со стороны отдельных участников рынка. В 2010 году, благодаря небольшому оживлению в экономике, тарифы вырастут, но не резко — на уровне инфляции, считают участники рынка.

Новые технологии — по мере необходимости

По мнению Дмитрия Майорова (Инвестторгбанк), в 2010 году нормой станет оснащение броневиков навигацией, чтобы оперативно отслеживать передвижение экипажа. «Предполагаю, что в следующем году предприятия, которые изготавливают специальные автомобили, введут это в обыденную практику. Мы планируем установку такого оборудования в петербургском и ивановском филиалах. Насколько мне известно, за это выступают и страховые компании», — говорит эксперт.

Другие специалисты считают, что спутниковое слежение за автомобилем имеет смысл только тогда, когда машина выезжает за пределы города. В западноевропейских странах перевозки осуществляются на 200-300?км, там использование спутниковых систем слежения очень оправданно. Однако у нас отсутствует такая система покрытия территории, нет дальних перевозок на машинах, поэтому затраты на спутниковое слежение далеко не всегда соразмерны полученному эффекту. Если наличие системы спутникового слежения станет обязательным, инкассация существенно подорожает.Однако клиенты не готовы тратить на перевозку наличности больше лишь потому, что инкассаторская компания применяет новые технологии. Основными заказчиками являются либо розничные магазины, либо банки, и все потребители по-прежнему будут искать пути снижения стоимости этих услуг и не заинтересованы во внедрении новых технологий, даже несмотря на рост криминальных рисков.

И все же некоторые новинки будут опробованы в 2010 году. Крупнейшие игроки начинают внедрять технологию перевозки денежной наличности в специальных контейнерах. При попытке взлома такого контейнера на банкноты попадет специальная краска, устойчивая к воздействию химических растворителей и обладающая характеристиками, позволяющими доказать ее наличие на банкноте. Естественно, клиент не понесет убытков, и деньги будут зачислены на его счет. Считается, что такая технология уменьшит вероятность нападения — зачем покушаться на банкноты, которые не примут ни в одном магазине? На Западе эта технология уже дала результаты. Практика покажет, как отреагируют на нее российские преступники.

В процесс установления новых стандартов безопасности могут вмешаться страховые компании, как это и происходит во всем мире. Сергей Чаленко (Промсвязьбанк) считает, что в 2010 году и в России страховые компании постепенно будут приходить к тому, чтобы давать выгодные тарифы тем, кто уделяет более пристальное внимание спецзащите инкассаторов.

Инкассаторов не беспокоит рост безналичных платежей

Одной из тенденций 2010 года в банковской отрасли является бурное развитие карточного бизнеса: банкиры стремятся приучить сограждан переходить на безналичные платежи. Однако инкассаторы не боятся распространения «безнала»: подавляющее большинство россиян предпочитает снимать зарплату из банкоматов и оплачивать покупки наличными. Карты принимаются далеко не везде. Инкассаторы уверены, что в ближайшие годы объем их загрузки не уменьшится.

А пока банкоматы дают работу, а не отнимают ее: инкассация банкоматов станет новым предложением для банков. Эту технологию еще предстоит «обкатать»: услуга сложно структурирована, и инкассаторам нужно отработать процедуры и научиться обслуживать банкоматные кассеты.

Что касается нормативной базы, то последнее ее изменение происходило сравнительно недавно — в 2008 году, так что в ближайшем будущем, скорее всего, она останется прежней. И сохранятся определенные перекосы. Развитию рынка препятствует тот факт, что монополисты имеют право использовать боевое оружие, а остальные инкассаторские компании такого права лишены. Кроме того, инкассаторы надеются, что в следующих редакциях нормативные документы, которыми они руководствуются в ежедневной практике, будут прописаны законодателями более тщательно для исключения возможности многозначного толкования.

Также в этом разделе

Инкассаторы восстали против Сбербанка: «Полтора-два года и ты инвалид»
Инкассаторы восстали против Сбербанка: «Полтора-два года и ты инвалид»

13:04  19 мая 2018119 «У многих крепких ребят прямо в машине отказывают ноги». Изнанка работы перевозчика денег https://ura.news/articles/1036274884

В декабре 2016 года средняя зарплата в Иркутской области составила 42 940 рублей
В декабре 2016 года средняя зарплата в Иркутской области составила 42 940 рублей

  18 февраля 12:55 Деньги. Фото ИА «Иркутск онлайн»   По данным Иркутскстата, в декабре 2016 года средняя заработная плата в Иркутской области составила 42 940 рублей. Это на 20,3% выше, чем в ноябре прошлого года и на 8,2% выше показателей 2015 года. Оплата труда в Иркутской области была на 497 рублей ниже среднероссийского уровня. К [...]

В Липецке десятки сотрудников Российского объединения инкассации отказались выходить на работу.
В Липецке десятки сотрудников Российского объединения инкассации отказались выходить на работу.

  Сотрудники «Росинкас» бастовали четыре с половиной часа из-за низких зарплат. Этим утром, 11 декабря, в Липецке десятки сотрудников Российского объединения инкассации отказались выходить на работу. Около 6 утра они собрались у ворот Липецкого управления инкассации в ожидании переговорить с московским руководством. По словам инкассаторов, причиной забастовки стало сокращение зарплаты, которая снизилась почти вдвое – [...]

Суд с работодателем. Так ли страшен чёрт?
Суд с работодателем. Так ли страшен чёрт?

Слабые места руководителя: мания величия, ведущая к неспособности контролировать реальное положение дел, зачастую - отсутствие соответствующего занимаемой должности образования и навыков (особенно - в законодательной сфере).

© Профсоюз иркутского управления РОСИНКАС, 2009-2018 Ответственность сторон